Социальная компенсация дефекта выготский

Социальная компенсация дефекта выготский

Оглавление статьи

компенсация_нарушения_дефект_это

Социальная компенсация дефекта выготский

Дефектоло́гия (от лат. defectus — недочет и греч. λόγος — учение, наука) — есть наука о психофизических особенностях развития малышей с психологическими и (либо) физическими недочетами, закономерностях их воспитания и обучения. Предмет исследования — детки с физическими и интеллектуальными недочетами либо, исходя из убеждений современной дефектологии, детки с особенными образовательными потребностями, также трудности их обучения и воспитания [4, c. 7].

Л. С. Выготский был человеком умопомрачительной эрудиции в разных научных сферах, начиная от литературы и заканчивая мед познания, интеллектуалом, мыслителем.

Выготский Лев Семёнович

Неувязка компенсации недостатка отыскала отражение в большинстве работ Л.С. Выготского, посвященных дилеммам дефектологии.

Льву Семеновичу принадлежат пробы кропотливого психического анализа конфигураций речи и мышления, которые наступают при афазии. (Эти идеи были в следующем развиты и детально разработаны А.Р. Лурией).

Социальная компенсация дефекта выготский

1. включение малыша с недостатком в социально значимую деятельность, создание активных форм детского опыта.

4. «ребенок с недостатком – не дефективный ребенок». Судьбу личности решает не недостаток сам по для себя, а его социально-психологическая реализация. (говорящий глухой не чувствует собственной дефективности). При анализе теории А. Адлера ЛСВ негативно оценивает спонтанность появления рвения к сверхкомпенсации. Положительной стороной идеи сверхкомпенсации он считал оценку не мучения, а усилий, направленных на его преодоление.

Социальная компенсация дефекта выготский

Глава 5

Хронически нездоровой ребенок в семье

Выготский Лев

Нет, новое учение положительно оценивает не страдание само по себе, а его преодоление; не смирение перед недостатком, а мятеж против него; не слабость саму по для себя, а заключенные в ней импульсы и источники силы. Так что оно диаметрально обратно христианским идеям о немощах. Не бедность, но возможное достояние духа, бедность как импульс к ее преодолению, к скоплению именуются тут благом. Эталон силы и мощи сближает Адлера с Ф. Ницше (7), у которого персональная психология показана как воля к власти, могуществу, как первичное рвение. Учение о социальной полноценности как конечной точке сверхкомпенсации идиентично верно отделяет психологию и от христианского эталона беспомощности, и от ницшеанского культа персональной силы.

Чувство либо сознание малоценности, возникающее у индивидума вследствие недостатка, есть оценка собственной социальной позиции, И она становится главной движущей силой психологического развития. Сверхкомпенсация, "развивая психологические явления предчувствия и предвидения, также их действующие причины вроде памяти, интуиции, бдительности, чувствительности, энтузиазма — словом, все психологические моменты в усиленной степени" (там же, с. 11), приводит к сознанию сверхздоровья в нездоровом организме, к выработке сверхполноценности из неполноценности, к превращению недостатка в даровитость, способность, талант. Страдавший недочетами речи Демосфен становится величайшим оратором Греции. Про него говорят, что он обладал своим величавым искусством, специально увеличивая собственный природный недостаток, усиливая и умножая препятствия. Он упражнялся в произнесении речи, наполняя рот камешками и стараясь преодолеть шум морских волн, заглушающих его глас. "Se non ё vero, e ben trovato" ("если это и ошибочно, то отлично придумано"), как гласит итальянская пословица. Путь к совершенству лежит через преодоление препятствий, затруднение функции есть стимул к ее увеличению. Примером могут служить втом числе Л. В. Бетховен, А. С. Суворов. Заика К. Демулен был выдающимся оратором; слепоглухонемая E. Келлер (3) — известной писательницей, проповедницей оптимизма.

Социальная компенсация дефекта выготский

На теоретическом фундаменте Выготского были построены все работы НИИ дефектологии АПН СССР, направленные на дифференцированное обучение раз­ных категорий не нормальных малышей и учитывающие указания Выготского о первичных и вторичных образованиях, имеющихся в структуре изъянов развития таких деток (Р. М. Боскис, Т. А. Власова, М. И. Земцова, С. А. Зыков, К. Году. Ко­ровин, Ю. А. Кулагин, Р. Е. Левина). Благодаря этому в стране сделаны специаль­ные школы 10 типов (не считая вспомогательных школ), в каких детям дается среднее либо неполное среднее образование по программкам массовой школы и производственно-трудовая подготовка.

Глубочайшей и жестокой была критика Выготским пессимистических в собственной базе педагогических теорий,’ считающих тренировку (воспитание условных рефлексов) генеральным методом обучения и воспитания интеллектуально отсталого малыша. Этим взорам противопоставлялась убежденность в том, что при овладении начатками мышления в процессе простых форм труда аномальный ребенок сумеет получить от воспитания нечто более ценное, чем просто фонд автоматических способностей.

Социальная компенсация дефекта выготский

Потребность в новых впечатлениях является ведущей в психологическом развитии малыша — говорит гепотеза Л. И. Божович, представляющаяся нам правомерной и полностью согласующейся со многими установленными фактами. Потребность малыша в новых впечатлениях, развиваясь, перерастает в фактически познавательную потребность, т. е. рвение узнавать мир вокруг нас.

Для того чтоб осознать сущность концепции Л. С. Выготского, следует разобраться в том, что он предполагает под специфичной историей развития олигофрена. В этой связи мы приведем рассуждения Л. С. Выготского, находящиеся в его работе «Развитие высших психологических функций».

Конспект Л

Если до этого считали, что какой — или недостаток, например глухота либо дебильность, конкретно приводит к возникновению всей известной нам картины, характеризующей развитие данного малыша, то на данный момент мы знаем, что отдельные симптомы находятся в различном и очень сложном отношении к основной причине. Симптомы не могут быть выведены конкретно из недостатка, подобно монетам, вынутым из содержащего их кошелька. Все симптомы не выстраиваются в один ряд, каждый член которого находится в совсем тождественном отношении к причине, породившей весь ряд.

Штерн, взаимно обусловливают друг дружку, в усиленном и завышенном развитии одной какой-нибудь функции, например моторной даровитости, находит выражение компенсаторная реакция всей личности, стимулируемая недостатком в другой сфере.

Социальная компенсация дефекта выготский

Отталкиваясь от теории А.Адлера о значении разных «слабостей», недугов, изъянов для завышенного развития других функций, Л.С.Выготский определил главные положения методологии и практики стимулирования компенсаторных процессов у деток и подростков с разными видами психологического дизонтогенеза.

Понятие о первичном и вторичном недостатках развития.Учение о компенсации

Социальная компенсация дефекта выготский

В тех системах психологии, которые в центр ставят понятие целостной личности, мысль сверхкомпенсации играет доминирующую роль. "Что меня не гробит, делает меня посильнее", — определяет эту идею В. Штерн, указывая, что из беспомощности появляется сила, из недочетов — возможности (W. Stern, 1923, с. 145). Обширно распространенное и очень влиятельное в Европе и Америке психологическое направление, сделанное школой австрийского психиатра Адлера и называющее себя персональной психологией, т. е. психологией личности, развило эту идею в целую систему, в законченное учение о психике. Сверхкомпенсация не есть какое-либо редчайшее либо исключительное явление в жизни организма. Примеров ее можно привести нескончаемое огромное количество. Это, быстрее, в высшей степени общая и широчайше всераспространенная черта органических процессов, связанная с основными законами живой материи. Правда, мы до сего времени не имеем сколько-либо исчерпающей и комплексной био теории сверхкомпенсации, но в ряде отдельных областей органической жизни эти явления исследованы настолько основательно, практическое внедрение их настолько существенно, что мы с полным правом можем гласить о сверхкомпенсации как о научно утвержденном базовом факте в жизни организма.

Подобно тому как в случае заболевания либо удаления 1-го из парных органов (почки, просто го) другой член пары воспринимает на себя его функции и компенсаторно развивается, подобно этому компенсацию непарного плохого органа воспринимает на себя центральная нервная система, утончая и совершенствуя работу органа. Психологический аппарат делает над таким органом психологическую надстройку из высших функций, облегчающих и повышающих эффективность его работы. "Чувство дефективности органов является для индивидума неизменным стимулом к развитию его психики", — цитирует Адлер О. Рюле (2) (1926, с. 10).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *